Особенности бизнеса в Китае

Эти тенденции ежедневно двигают бизнес. Они являются факторами дохода или затрат, которые отражаются в отчетах о прибылях и убытках. Сделки, газетные заголовки, политические заявления, рост и падение благосостояния компаний — это в основном проявления этих шести тенденций, которые обычно не изучаются экономистами и политическими аналитиками. На самом деле, мы считаем, что китайская политика или политическая экономия дико переоцениваются некоторыми западными людьми в Китае. 

Многие люди считают китайский бизнес загадочным. Расслабьтесь. Потребители везде ведут себя примерно одинаково. Конкуренция везде практически одинакова. Вам просто нужно игнорировать шумиху и сосредоточиться на основном факте: в Китае сегодня существует шесть больших тенденций. Вот и все. Шесть тенденций определяют большинство отраслей промышленности страны и определяют влияние Китая на западный мир. Они подобны тектоническим плитам, движущимся под поверхностью земли. Если вы сможете понять их, то хаотическая активность на поверхности станет гораздо более понятной и даже предсказуемой.

Поэтому давайте расскажем историю о каждом из этих мегатрендов с некоторыми важными оговорками. Это не обязательно хорошие вещи. Они не обязательно устойчивы. Для каждого из них можно привести аргументы в пользу «быков» и «медведей». Большинство из них ведут к прибыли или, по крайней мере, к доходам. Некоторые могут быть стабильными. Некоторые приводят к пузырям, которые могут схлопнуться, а могут и не схлопнуться. Мы лишь утверждаем, что они большие, они стимулируют экономическую деятельность в очень больших масштабах, и их понимание крайне важно для понимания Китая и того, куда он движется.

бизнес в китае особенности

Урбанизация миллиардного населения

Урбанизация, пожалуй, самое важное явление, формирующее современный Китай. За последние 30 лет более 300 миллионов человек переехали из деревни в города, и еще 350 миллионов находятся на подходе. В Китае насчитывается 160 городов с населением более одного миллиона человек и 14 городов с населением более пяти миллионов человек. Все чаще эти города соединяются между собой, создавая городские районы с населением 30 миллионов человек и более — размером со многие европейские страны.

Вскоре в Китае будет проживать один миллиард горожан, что предъявит высокие требования к инфраструктуре, такой как транспорт и коммунальные услуги, а также к таким важным ресурсам, как чистая питьевая вода. Уже сейчас 40 % китайских рек серьезно загрязнены и непригодны для использования. В попытке изменить ситуацию Китай инвестирует 636 миллиардов долларов в проекты, связанные с водными ресурсами.

В то же время урбанизация создает огромное богатство. С 1990 года в Китае из бедности вышло около 350 миллионов человек, а располагаемый доход на душу населения за этот период вырос на 300 %. Возможно, самой яркой иллюстрацией создания богатства является недвижимость, инвестиции в которую выросли до 980 миллиардов долларов в 2011 году по сравнению со 120 миллиардами долларов в 2003 году.

Фактически, сосредоточившись на строительстве базовых современных квартир для растущего среднего класса Китая, ведущий застройщик страны China Vanke построил в 2012 году около 80 000 квартир в более чем 25 городах и зафиксировал годовой объем продаж на уровне 97 млрд юаней (около $16 млрд).

Огромные масштабы производства

Китай является крупнейшим в мире производителем с добавленной стоимостью более 2,2 триллиона долларов США. Он производит 80 % кондиционеров в мире, 90 % персональных компьютеров в мире, около 70 % солнечных батарей в мире, 90 % мобильных телефонов в мире и около 65 % обуви в мире. Производство составляет 40% китайской экономики, и в нем непосредственно занято 130 миллионов человек.

Однако традиционно низкая стоимость рабочей силы растет, и происходит агрессивное движение от низкотехнологичной сборки к высокотехнологичному производству, а также из более дорогих прибрежных районов в более дешевые центральные и западные районы Китая.

Кроме того, стратегии китайских компаний «строить много и продавать дешево» может оказаться недостаточно, чтобы выиграть на западных рынках у компаний с устоявшейся долей рынка и брендом, что является основным барьером, препятствующим масштабам китайского производства.

Тем не менее, недооценивать китайских производителей и преимущества масштаба опасно. Возможно, самой глобальной китайской компанией сегодня является телекоммуникационный гигант Huawei Technologies, который быстро вырос за счет разработки дешевого оборудования для городов второго и третьего уровней и избежания конкуренции со стороны глобальных производителей на основных рынках.

Когда компания Huawei вышла за рубеж, она нацелилась на менее развитые регионы Юго-Восточной Азии, Африки и Восточной Европы, которые были обойдены вниманием крупных мировых игроков. К тому времени, когда в 2012 году Huawei стала крупнейшей в мире компанией по производству телекоммуникационного оборудования, она получала более двух третей своего дохода в размере 36 миллиардов долларов за пределами Китая. А на родине масштабы компании позволили ей производить более сложные продукты и продвигаться в города первого уровня.

Рост китайских потребителей

бизнес в китае особенности

Американский средний класс был двигателем роста мировой экономики на протяжении всего 20-го века. Теперь двигателем стал Азиатско-Тихоокеанский регион, на который к 2030 году придется две трети мирового среднего класса. В то время как ориентация китайских потребителей на «соотношение цены и качества» способствовала росту таких компаний, как строитель многоквартирных домов China Vanke и Tingyi Holding Company — бизнес, стоящий за доминирующим в Китае брендом лапши быстрого приготовления, — покупательские привычки меняются. По мере ускорения процесса урбанизации потребительские расходы становятся все более похожими на расходы среднего класса на Западе. Городские китайцы делают покупки для удовлетворения эмоциональных потребностей, что приводит к стремительному росту спроса на товары, продукты питания и развлечения среднего класса.

Например, в 2012 году Китай потребил более 13 миллионов тонн куриного мяса — больше, чем Соединенные Штаты. Китайские предприятия компании Tyson Foods способны перерабатывать более трех миллионов цыплят в неделю, а потребление цыплят в Китае, которое выросло на 54 процента с 2005 по 2010 год, как ожидается, будет расти еще на 18 процентов ежегодно в течение следующих пяти лет. В качестве дополнительного доказательства можно привести тот факт, что крупнейшее китайское приобретение американской компании не имеет никакого отношения к технологиям, автомобилям или энергетике. В 2013 году китайская Shuanghui International потратила 7,1 миллиарда долларов на покупку американской Smithfield, крупнейшего в мире производителя и переработчика свинины. Поэтому неудивительно, что агробизнес — одна из самых горячих новых отраслей Китая.

Почти каждый аспект нуждается в улучшении, от использования земли и воды до логистики и розничной торговли. Legend Holdings, материнская компания Lenovo, в настоящее время включает современное сельское хозяйство в число пяти основных направлений своей деятельности, а в ее портфель входят выращивание киви и черники.

Деньги — и много денег

Китай имеет более $15 трлн. банковских депозитов, и эта цифра ежегодно увеличивается на $2 трлн. Валютные резервы составляют 3,5 триллиона долларов. Китай является крупнейшим иностранным покупателем государственных долговых обязательств США. А его ежегодное положительное сальдо торгового баланса с США выросло с 10 миллионов долларов в 1985 году до более чем 300 миллиардов долларов в 2012 году. 

Банковская и финансовая экосистема Китая перемещает большие суммы денег с растущей эффективностью и изощренностью, но она может быть нестабильной. Сектор финансовых услуг — это огромная мечущаяся масса высоких финансов, государственного капитализма и однопартийного правления. Банки «большой четверки» могут функционировать и функционируют как рука правительства, выдавая кредиты крупным государственным предприятиям и местным органам власти, а не малым и средним предприятиям, на которых занято 80 процентов китайской рабочей силы. И это несоответствие приводит к резкому росту теневой банковской системы.

В 2003 году на долю банковского кредитования приходилось 88 процентов китайского финансирования, в 2012 году — 55 процентов. Возник обширный рынок кредитования вне официальной банковской системы, включающий в себя подпольное финансирование, забалансовое кредитование и продукты по управлению состоянием, которые объединяют деньги инвесторов и вкладывают их в различные проекты. Однако в большинстве таких продуктов по управлению состоянием не указывается, куда используются средства. Такая ситуация создает риски и влияет на динамику развития банковского сектора Китая. 

В банковском секторе доминирует государственное регулирование, в то время как теневой банкинг не регулируется, что дает ему конкурентное преимущество. И это происходит на фоне стремительного роста кредитования в Китае. Центральные и местные органы власти профинансировали примерно 1,8 триллиона долларов в долг для реализации проектов, но никто толком не знает, сколько на самом деле долгов у Китая.

Мозговой гигант

Производство не единственное, что происходит в Китае в больших масштабах. Число выпускников колледжей выросло с 1 миллиона в 1998 году до 7,5 миллиона в 2012 году, превратив китайскую мозговую мощь в еще один феномен, меняющий игру. Наблюдается взрывной рост инвестиций в исследования и разработки: в 1993 году на долю Китая приходилось всего 2,2 процента мировых расходов на исследования и разработки; к 2009 году этот показатель составил 12,8 процента и значительно опередил большинство европейских стран. В 2011 году Китай обогнал Японию и теперь уступает только Соединенным Штатам.

Китайские производственные гиганты имеют огромные масштабы, глубокие карманы и доступ к большому количеству квалифицированных специалистов. Например, в компании Huawei работает 150 000 человек, из которых 68 000 заняты в научно-исследовательской деятельности; в компании Cisco работает 66 000 человек, но только 21 000 заняты в научно-исследовательской деятельности.

Это хорошие новости. Не очень хорошая новость заключается в том, что существует значительное несоответствие между образованием, занятостью и другими показателями умственных способностей китайцев. Четверть студентов, окончивших колледж в 2012 году, не смогли найти работу к концу года. Число заявок на патенты резко возросло, но лишь немногие из китайских патентов по качеству сравнимы с японскими или западными. И даже компании, ориентированные на инновации в области затрат, не защищены от рыночных сил и конкуренции: производитель солнечных панелей Suntech быстро поднялся и так же быстро сошел с мировой арены.

Китайский Интернет

Интернет в Китае появился недавно. Около 60 процентов из 618 миллионов китайцев, которые сейчас работают в сети, начали пользоваться Интернетом только в последние три-четыре года, а общий уровень проникновения составляет всего 40 процентов населения по сравнению с примерно 80 процентами в США. Потенциал для дальнейшего роста подчеркивает еще один факт: пользователи Интернета в Китае проводят в сети на пять-шесть часов в неделю больше, чем американцы.

Однако поведение пользователей также отличается. В то время как в других странах доминируют поиск и электронная почта, в Китае пользователи тяготеют к обмену мгновенными сообщениями и онлайн-видео. Такое поведение в Интернете не имеет признаков изменения, даже несмотря на популярность игр и социальных сетей.

Рассмотрим, например, рост компании Tencent. Основанная в 1998 году, компания сейчас имеет более 700 миллионов учетных записей для своей службы мгновенных сообщений QQ. С годами она добавляла услугу за услугой, чтобы стать, как заметил один наблюдатель, сплавом AOL, Facebook, Gmail, Norton, Skype, Twitter и Yahoo! с рыночной капитализацией около 100 миллиардов долларов. В 2013 году соучредитель компании Ма Хуатэн, известный как Пони Ма, занял третье место в списке самых богатых людей Китая с состоянием в 13 миллиардов долларов, согласно индексу Bloomberg Billionaires Index.

В настоящее время компания тратит значительные средства на расширение за рубежом, особенно в сфере игр. В 2011 году она приобрела контрольный пакет акций лос-анджелесской компании Riot Games, а в следующем году — миноритарный пакет акций Epic Games; она также имеет партнерские отношения с Activision Blizzard и Electronic Arts. По словам Дина Такахаши из VentureBeat, «Tencent обладает достаточной рыночной силой, чтобы приобрести практически все крупные видеоигровые компании в США».

Китай развивается так быстро и в таких огромных масштабах, что нестабильность и хаос являются естественными побочными продуктами. Он переживает регулярные бумы и спады в своей экономике, подобно тому, как ракетный корабль испытывает турбулентность. Однако в основе этой нестабильности лежат мощные экономические и демографические мегатренды, которые носят широкий и долгосрочный характер. Они не изменились в прошлом году, не изменятся в этом году и останутся движущей силой большинства повседневных дел и экономической активности Китая — как в лучшую, так и в худшую сторону.

Заключение

Сколько бы тонкостей ведения бизнеса в Китае вы ни узнаете из статей, на практике вы всё равно столкнётесь со сложностями. Языковой барьер, другой менталитет, иные методы маркетингового продвижения, отсутствие привычных соцсетей, — всё это ждёт предпринимателей, решивших открыть бизнес в Китае. Чтобы эти препятствия не остановили вас на пути к успеху, обратитесь в агентство GMA. Команда наших маркетологов окажет вам всю необходимую поддержку для развития вашего бизнеса.

GMA (Gentlemen Marketing Agency) в 2012 году было основано французским маркетологом Оливером Веротом и китайским маркетологом Филиппом Цяном в Шанхае. После нескольких лет упорной работы и внедрения инновационных маркетинговых концепций GMA стало китайским агентством № 1 на европейском рынке, привлекая к себе внимание крупных брендов всего мира. 

В чем наши преимущества?

  • Мы знаем все тренды и тонкости китайского рынка изнутри и сотрудничаем с различными партнерами;
  • В нашей команде работаю маркетологи из разных стран мира;
  • У нас нет шаблонности. Мы разрабатывает только индивидуальные стратегии для каждого клиента. 
  • Мы работаем в разных сферах деятельности с компаниями любого масштаба;
  • Мы являемся надёжным и самым видимым агентством цифрового маркетинга в Китае.

Свяжитесь с нами, чтобы получить первую полную бесплатную консультацию. Мы обсудим с вами будущее вашей компании в Китае и начнем сотрудничество! 

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.